Инструменты

Тувинские народные инструменты

Амырга

Коническая деревянная труба без мундштука, длиной около 50 см, изготовляемая из двух половинок, выдолбленных из древесины, которые обтягиваются животной кишкой и скрепляются несколькими вязками из сухожилий или тальника. Амырга – звукоподражательный инструмент. Охотничий манок. Из него извлекаются звуки обертонового ряда, имитирующие призыв самца марала во время гона, путем втягивания в себя воздуха, (а не его выдувания, как обычно).

Бызаанчы

Струнный смычковый инструмент. Корпус небольшой цилиндрический или чуть конический, чаще всего из рога или дерева. Верхняя сторона его затягивается кожаной мембраной. Сквозь корпус проходит круглая шейка, заканчивающаяся четырёхгранной головкой. Инструмент имеет 4 струны из конского волоса; 1-я и 3-я настраиваются в унисон, 2-я и 4-я также в унисон, но на кварту выше. Две пряди волос лукообразного смычка продеваются между парами струн. При игре исполнитель держит инструмент вертикально, опирая его на колено, и водит смычком одновременно по паре струн, настроенных в унисон. Пальцы левой руки он ставит под струны и слегка прикасается к ним ногтями, извлекая звуки.

Дунгур

Односторонний рамный барабан (бубен) с рукояткой. Одно из основных орудий шамана. Круглый остов бубна деревянный, на обечайку натягивается шкура животного и подвешивается к обечайке ремнями. В открытую сторону бубна крепится деревянная перекладина, за которую шаман держит бубен, и две железных. На коже бубна гравируются рисунки животных, птиц и человека. На железных перекладинах навешиваются маленькие загнутые железки и шелка различных цветов. При ударе, который делается колотушкой «орба», получается сильный гул и бряцанье железок.

Дуюг

Во мн. числе – дуюглар. Самозвучащая перкуссия (идиофон). Представляет собой вываренные и высушенные конские копыта. Звукоизвлечение – удары копытами непосредственно друг о друга. Впервые этот инструмент был изготовлен и введен в музыкальный обиход перкуссионистом и ударником группы Алексеем Сарыглар.

Игил

Смычковый, струнный муз. инструмент. Имеет долблёный эллипсовидный корпус (вырезается вместе с шейкой и головкой из одного куска дерева), шейку без ладов, 2 струны, настраиваемые в кварту или квинту. Струны изготовлены из конского волоса. Общая длина Игила около 800-900 мм.

Кенгирге

Большой двухсторонних барабан. Взят из музыкального инструментария буддизма. Модернизирован перкуссионистом группы Алексеем Сарыглар. С обеих сторон обита кожей дикого горного козла. Деревянный каркас изготовлен из твердой породы лиственницы.

Конгулуур

Язычковый висячий колокол.

Лимби

Духовой инструмент. Поперечная флейта с пальцевыми отверстиями.

Дошпулуур

Струнный щипковый инструмент с двумя или тремя струнами. Верхняя и задняя дека представляют собой кожаные мембраны, струны жильные или нейлоновые. Играют на нем по большей части аккомпанируя себе когда поют горловое пение.

Хомус

Варган. При игре хомус прижимают двумя пластинами к зубам, язычок свободно проходит меж зубов не касаясь их, ротовая полость служит резонатором. Изменение артикуляции рта и дыхания даёт возможность менять тембр инструмента. Кроме того, новые оттенки в звучание вносят изменения положения диафрагмы, многочисленные глоточные, гортанные, языковые, губные и другие способы звукоизвлечения. Обычно делается из металла, дерева или кости.

Хапчык

Перкуссионный инструмент, мембранофон. Изготавливаются из высушенной бычьей мошонки (мембраны), которую заполняют вываренными и высушенными овечьими коленными чашечками. Звукоизвлечение: удар по мембране. Был введен в обиход перкуссионистом группы Алексеем Сарыглар.

Шоор

Духовой инструмент. Тип продольной флейты. Изготовляется из дерева или стебля высохшего полого внутри растения. Длина не менее 50-60 см, диаметр у основания 1,5-2 см. С обеих сторон Шоор открыт. Более широкий конец трубки прижимается у правой половины рта к верхним зубам. При вдувании воздуха получается свистящий звук. Периодически закрывая и открывая выходное отверстие, а также изменяя напор воздуха, исполнитель получает звуки, обертона основного главного тона. Звучание Шоор мягкое, переливчатое. Строй определенной высоты не имеет, зависит от длины инструмента.

Эдиски

Охотничий манок. Представляет из себя кусок бересты. Играют на нём, просто зажимая бересту между губами и вдыхая в себя или выдувая воздух. Звукоизвлечение: за счет колебаний воздуха. Высокий звук этого инструмента напоминает крик самки кабарги и ее детеныша. Иногда вместо бересты используют листья бадана или осoки. Эдиски используют для извлечения высоких пронзительных звуков, также часто используют для имитации птичьего щебета и криков птиц, а также других животных, издающих резкие звуки.